Развитие культуры США невозможно представить без комиксов. Американская традиция создала комикс в современном жанровом виде. Именно в этой стране культура комиксов стала медийной и вышла за национальные границы. Сейчас по ним снимают фильмы, создают видеоигры, а иногда и используют в обучении — например, изучают английский язык и особенности жизни американцев. Теперь это отдельный вид искусства, который отражает социальные реалии в фантастической форме. А история комиксов насчитывает более ста лет.
Появление комиксов
Многие исследователи считают, что предшественником создателей комиксов был Рудольф Топфер, который публиковал рисованные истории под своим авторством в 1830—1840 гг. в Швейцарии. Его «История месье Старого Дуба» считается самым ранним произведением в истории комиксов. Оно было переведено и вскоре издано в США под иным названием «Приключения Обадайя Олдбака».
С конца XIX века комиксы начали печататься в газетах. Именно они придали им законченную форму. Изначально комиксы выглядели как забавные истории в виде небольшой зарисовки. В эти времена газеты читало всё население страны. Уже тогда комиксы эффективно помогали иммигрантам всецело освоить традиции нового места и изучить английский язык. Так, иллюстрации изначально были богатым источником информации и полезным средством международного общения.
Первым автором комиксов считается Ричард Фелтон Аутколт. В 1895 году его чёрно-белые однолинейные комические карикатуры «Вниз по алее Хоган» напечатали в американской газете New York World, а затем — New York Journal. Позже в результате экспериментов издательства комикс приобрёл цвета. Главным героем стал застенчивый парень в широкой жёлтой рубашке, которого читатели прозвали «жёлтым малышом». Это послужило большим толчком в развитии комиксов. Люди заметили, что с помощью иллюстраций с историями можно повысить продажи и популярность газеты и начали активно привлекать авторов и иллюстраторов к созданию графических зарисовок.
После этого комиксы появляются в новых жанрах. Комические ленты сначала превращались в приключенческие сюжеты. Так, Уинзор Маккей напечатал серию «Малыш Немо в Сламберлэнде» о малыше, который путешествует с друзьями по выдуманной стране. Затем иллюстрации создавались в научно-фантастическом направлении, яркие примеры этого «Бак Роджерс в XXV веке», сделанный по истории Филиппа Нолана, и «Тарзан», нарисованный Гарольдом Фостером.
Золотой век
Индустрия комиксов начинала складываться в 1930 года, когда иллюстрации решили печатать в отдельном журнале. Теперь форма подачи комиксов приобретала тот формат, которым мы пользуемся сейчас, — comic book — книжный журнал с комиксами.
В период продолжительного экономического кризиса в США комиксы спасали людей от тяжёлой повседневной жизни, полной безработицы и коррупционного обмана. Результатом этого явилось резкое появление новых графических историй. Тогда комиксы постепенно становились массовыми. С 1929 года Джордж Делакот печатал серию The Funnies — первое цветное отдельное издание комикса. В 1930 году появился первый американский журнал одного героя The Shadow. Мало кто знает, что первыми супергероями были не Супермен или Бэтмен, а именно Тень. Он боролся с преступностью и несправедливостью, а его способность — прятаться в тени и перевоплощаться в другого человека.
Интересны комиксы New Fun 1935 года компании National Allied Productions, основанной Малькольмом Виллером-Николсоном. Эта серия позже переименовалась в Adventure Comics, а компания — ныне известные DC Comics. Именно они презентовали классический и культовый американский супергероический образ — Супермена. Он появился в июне 1938 года в первом выпуске Action Comics, а затем к борьбе со злом присоединился Бэтмен из Detective Comics в мае 1939 года. В 1940 года перед аудиторией предстал Капитан Америка, воплощенный редакторами Timely Comics — в наше время известный как Marvel. Впервые именно они потеснили Супермена и Бэтмена. Так, начался золотой век комиксов в США. Вскоре создавались новые персонажи, а «супергероика» становилась ведущей в эре комиксов.
Постепенно жанровое своеобразие комиксов менялось, и на первый план выходили не только супергероические рассказы, но и любовные романы, истории ужасов и детективные сюжеты. Сейчас персонажей комиксов невозможно сосчитать. Эти издания занимают прочное место не только в жизни подрастающего поколения. Взрослые продолжают испытывать огромный интерес к комиксам.
Комиксы давали людям надежду на светлое будущее, воспитывали патриотизм и ответственность в обществе, учили каждого быть законопослушными. Кроме этого, они стали отражением социальной и исторической действительности США в разные времена. Достаточно вспомнить пик небоскрёбной гонки в начале прошлого века и становление индустриального образа жизни. В комиксе это отразилось на городе Супермена — Метрополисе, в котором огромное количество небоскрёбов.
Если вы думаете, что история комиксов на этом заканчивается, то это не так. Она продолжается. Комиксы существуют. Сегодня эти издания приобретают черты реализма и некой мрачности, появляется всё больше антигероев, а цифровые технологии помогают использовать разные графические варианты рисовок. Комиксы развиваются и привлекают всё больше людей со всех стран мира. И, кроме того, расширяют наши знания и представления о США и помогают учить современный английский язык.
Марина Наконечная